План работы
районного МО социальных педагогов Барабинского района Новосибирской области
на 2016 – 18 уч.г.г. по теме:
«Формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушений, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него»
Обоснование темы
Основой разработки план работы РМО социальных педагогов является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних; запрос специалистов социально-психологической службы на освещение и проработку данной тематики.
По данным 2015-16 учебного года количество преступлений остается на уровне предыдущего учебного года, незначительно увеличилось число правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, что свидетельствовало о недостаточной координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Характер совершенных преступлений и правонарушений несовершеннолетних обусловлен социальной нестабильностью во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми, семьи, вынужденные переселенцы);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость освещения вопросов по профилактике правонарушений, преступлений среди учащихся социальными педагогами и другими специалистами межведомственного взаимодействия.
Основные направления рассматриваемой проблемы:
1.Учебно- воспитательное:
1. Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся, путем вовлечения их во внеклассную, кружковую, клубную деятельность.
2. Создание благоприятного микроклимата для учащихся школ.
2.Диагностическое:
1. Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений среди учащихся школ, оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики района.
2. Выявление детей, склонных к правонарушениям.
3. Профилактическое и коррекционное:
1. Создание комплексной системы (семья – система образования – система здравоохранения – правоохранительные структуры – структуры социальной защиты населения - молодёжные организации – общество – государство) для проведения работы по предупреждению правонарушений детьми, начиная с более раннего периода.
2. Создание системы работы по отслеживанию, коррекции и формированию у детей и подростков умения управлять своими эмоциональными состояниями; проведение индивидуальных консультаций, специальных тренингов, проведение профильных смен для «трудных» подростков.
4. Научно- методическое:
1. Повышение уровня осведомленности и обученности специалистов, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений подростков путем проведения обучающих семинаров.
5. Информационно- просветительская:
1. Информационно-просветительская работа среди родителей, раскрывающей ценность семьи, с целью привлечения общественности к проблемам несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
№ пп
|
Тема мероприятия |
Форма организации, проведения мероприятия |
Состав участников мероприятия
|
Дата, время проведения
|
База проведения мероприятия |
Ответственный за проведение мероприятия |
1. |
1. Анализ работы за 2015-16 уч.год.
2. Выступления социальных педагогов.
3. Тематическая выставка.
4. Утверждение плана работы РМО на 2016-2017 учебный год. |
Семинар соцпедагогов. Методическая выставка. |
Социальные педагоги СОШ |
Август 2016 г. |
МБОУ СОШ № 47 |
Специалист ЦИМО |
2. |
Рабочая документация социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних:
1. Нормативно-правовые и организационные документы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Планирование профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
3. Анализ работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Практикум по составлению рабочих документов социального педагога и делопроизводству. |
Обучающий семинар. Практикум. |
Социальные педагоги СОШ |
Ноябрь 2016 г. |
МКОУ СОШ № 2 |
Руководитель РМО Казакова И.Б. |
3. |
Методика социального взаимодействия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. Комплексное межведомственное планирование работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Взаимодействие ОУ с комиссией по делам несовершеннолетних.
3. Проведение Дней инспекторов в школе.
4. Деятельность координационных, воспитательных профилактических комиссий в школе.
5. Открытое занятие «Мир без вредных привычек – для нас» специалистов КЦ СОН. |
Семинар. Круглый стол. Практическое занятие. |
Социальные педагоги СОШ, представители ПДН, КДНиЗП, КЦ СОН. |
Январь 2017 г. |
МБОУ СОШ № 93 |
Руководитель РМО Казакова И.Б. |
4. |
Деятельность методической и социально-психологической службы в рамках профилактической работы.
1. Учебно-просветительская работа с педагогическим коллективом.
2. Содействие реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением как аспект работы социального педагога.
3. Психолого-педагогическое консультирование. Помощь школьникам, нуждающимся в психолого-медико-социально-педагогической помощи.
4. Советы психолога тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с «трудными» детьми. |
Совместное заседание. Семинар. Практическое занятие. Тренинг. |
Социальные педагоги СОШ. Психологи СОШ. |
Апрель 2017 г. |
По плану РМО педагогов-психологов. |
Руководители РМО педагогов-психологов и социальных педагогов Заиченко А.А. и Казакова И.Б. |
5. |
1. Анализ работы за 2016-17 уч.год.
2. Выступления социальных педагогов.
3. Тематическая выставка.
4. Подтверждение плана работы РМО на 2017-2018 учебный год. |
Семинар соцпедагогов. Методическая выставка. |
Социальные педагоги СОШ |
Август 2017 г. |
По плану |
Специалист ЦИМО |
6. |
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета.
1. Изучение личности учащегося, состоящего на профилактическом учете.
2. Организация и планирование индивидуальной работы с учащимся.
3. Формы и методы индивидуально-профилактической работы, используемые педагогами.
4. Раннее выявление и устранение социальным педагогом факторов, провоцирующих отклонения в поведении несовершеннолетних.
5. Показательное занятие с элементами тренинга «Мы разные – но мы вместе». |
Семинар. Круглый стол. Практическое занятие. Методическая выставка. |
Социальные педагоги СОШ, классные руководители СОШ |
Ноябрь 2017 г. |
МБОУ СОШ № 3 |
Руководитель РМО Казакова И.Б. |
6. |
Взаимодействие семьи и школы – основной фактор эффективности воспитательно-профилактической работы с «трудным» ребенком.
1. Профилактическая работа с семьями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
2. Содержание, формы и методы работы с родителями, воспитывающими «трудного» ребенка
3. Правовое просвещение детей и родителей – одно из основных направлений профилактической работы.
4. Социально-педагогическая беседа при посещении семьи. Тренинг.
5. Фрагменты собрания «Роль отца в воспитании детей». |
Семинар. Тренинг. Круглый стол. Методическая выставка. Практическое занятие. |
Социальные педагоги СОШ |
Январь 2018 г. |
МКОУ СОШ № 1 |
Руководитель РМО Казакова И.Б. |
7. |
Практические аспекты работы с детьми «группы риска»:
1. Использование активных игр на классных часах для отработки коммуникативных навыков и умений.
2. Классные часы по профилактике вредных и негативных привычек.
3. Профилактические школьные мероприятия и акции, направленные на воспитание законопослушного гражданина.
4. Видеофрагменты и презентации акций и мероприятий от соцпедагогов школ. |
Семинар. Тренинг. Круглый стол. Методическая выставка. Презентации. |
Социальные педагоги СОШ |
Апрель 2018 г. |
МКОУ СОШ № 92. |
Руководитель РМО Казакова И.Б. |