органами управления образованием муниципальных районов (городских округов).
Места информирования о результатах итогового сочинения (изложения):
Информациюорезультатахнаписанияитоговогосочинения(изложения) выпускникитекущегогода получаютв своих образовательных организациях, выпускники прошлых лет - в местах регистрации заявлений на участие в написании итогового сочинения по истечении 7 календарных дней, начиная со дня проведения итогового сочинения (изложения).
Направления итогового сочинения
Направления 2017-2018 учебного года:
1) «Верность и измена»
2) «Равнодушие и отзывчивость»
3) «Цели и средства»
4) «Смелость и трусость»
5) «Человек и общество»
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Памятка для участников итогового сочинения. Общие материалы
1.Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
5.Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения - не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
6.Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
9.Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Инструкция для участника итогового сочинения
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём ? от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинениевыполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериями оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографическиенормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается:
участникам–иметьприсебесредствасвязи,электронно-вычислительнуютехнику,фото,аудиоивидеоаппаратуру,справочные материалы,письменныезаметкиииныесредствахраненияипередачи информации,атакжевыноситьизучебныхкабинетовтемысочинений (текстыизложений)набумажномилиэлектронномносителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения); членамкомиссии,ассистентам,оказывающимнеобходимуюпомощь участникамсОВЗ,техническимспециалистам–иметьприсебесредства связи.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Сочинениеоцениваетсяпопятикритериям.
Критерии №1 и №2 являются основными. Дляполучения«зачета»заитоговоесочинениенеобходимополучить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериевавтоматическиведетк«незачету»заработувцелом),атакже дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). Привыставленииоценкиучитываетсяобъемсочинения.Рекомендуемое количествослов–350.Есливсочинениименее250слов(вподсчет включаютсявсеслова,втомчислеислужебные),тозатакуюработу ставится«незачет».Максимальноеколичествословвсочинениине устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускникдолженрассуждатьнапредложеннуютему,выбравпутьее раскрытия(например,отвечаетнавопрос,поставленныйвтеме,или размышляетнадпредложеннойпроблемой,илистроитвысказываниена основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет»ставитсятольковслучае,еслисочинениенесоответствует темеиливнемнепрослеживаетсяконкретнойцеливысказывания,т.е. коммуникативногозамысла.Вовсехостальныхслучаяхвыставляется «зачет».
Данныйкритерийнацеливаетнапроверкууменияиспользовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику)дляпостроениярассуждениянапредложеннуютемуидля аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свойпутьиспользованиялитературногоматериала;приэтомонможет показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет»ставитсяпритомусловии,чтосочинениенаписанобез привлечениялитературногоматериала,иливнемсущественноискажено содержаниепроизведения,илилитературныепроизведениялишь упоминаютсявработе,нестановясьопоройдлярассуждения.Вовсех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данныйкритерийнацеливаетнапроверкуумениялогичновыстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускникдолженаргументироватьвысказанныемысли,стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет»ставитсяприусловии,еслигрубыелогическиенарушения мешаютпониманиюсмысласказанногоилиотсутствуеттезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данныйкритерийнацеливаетнапроверкуречевогооформлениятекста сочинения. Выпускникдолженточновыражатьмысли,используяразнообразную лексикуиразличныеграмматическиеконструкции,принеобходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет»ставится,еслиграмматические,орфографическиеи пунктуационныеошибки,допущенныевсочинении,затрудняютчтениеи понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное- спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны в этот период!ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
ДОРОГИЕ ВЫПУСКНИКИ!
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)- лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом,Вы обязательно сдадите экзамен.
Заранее поставьте перед собой цель, которая вам по силам.Никто не может всегда быть совершенным.Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные.
Не стоит бояться ошибок.Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзаменаснимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков также надо ознакомиться заранее.
Подготовка к экзаменутребует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время.Очень важно распределить силы и время, соблюсти их правильный баланс.Небойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену!
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.СОГЛАСЕН